Categories:

Интересное из книги 1895 года

Недавно накачала себе старых книг – изданий 18-19 веков. Не знаю, что я хочу там вычитать))) Может, что-то, о чем сегодня не говорят, но представляющее интерес. Может, для общего саморазвития. Вот, осилила «Русскую историю до времен Петра Великого» Белова (1895). Там столько князей русских – черт ногу сломит)) В общем, некоторые замечания, интересные моменты отмечу. 

О времена, о нравы… 

У славян было многоженство (с.2), не слышала о таком ранее.

Упоминаются славянские боги, в числе которых Морена и Кощей, а также снежная буря Яга-Баба (именно в таком порядке, что тоже необычно, с.3).

Белов пишет на основании изученных летописей, многие из которых признаются сегодня подделками, либо копиями (оригиналы горели в многочисленных пожарах), но ладно. Допустим, официальная история – славяне призвали Рюрика властвовать. Мне тут непонятно два момента. Первый: когда начинается описание властвования Рюрика и его братьев, потом сыновей и т.д., фигурируют уже города - Киев, Новгород… То есть города были, житье-бытье было, а руководителя не было? Как-то это странно очень, когда все последующие годы мы наблюдаем ожесточенную борьбу за земли и уделы, взять кого-то добровольно пригласить на управление? Второе: Может, Рюрик захватил Русь? А чтобы не стрематься, писали, мол пригласили княжить. 

С продолжительностью жизни интересно. Где-то упоминает летопись, что Игорю было 75 лет, когда он еще ходил в походы. То есть был бодрым старичком (с.12). Далее, у потомков жизнь все короче – редко кто до 40 доживает. Что так? Натуральное же все, а болезни свирепствовали, голод часто упоминается, непонятно. Кстати, Белов упоминает о том, что слово «век» ранее означало 1000 лет, а позже стало значить 100. Это тоже интересно, нам всегда объясняли, что в слове  «челоВЕК» как бы заложена информация о продолжительности его жизни – около ста лет. А в Библии, как многие знают, упоминается, что Адам жил 900 лет. И в других разных источниках говорится про большую продолжительность жизни (трехсотлетние старцы при Петре и проч.) 900 лет это примерно 1000, то есть примерно челоВЕК. 

Еще интересно читать про чуму на Руси. Встречала мнение, что Русь не сильно пострадала от чумы, потому что у нас в стране были бани, высокая санитария, что не позволяло чумным бактериям размножаться и нарушать покой местного населения, однако Белов пишет, что чума нигде так не свирепствовала в Европе, как у нас. Даже ведьмы сжигались – 12 женщин пострадали, обвиненных в насылании бедствий. Вот тебе и Русь-матушка. А, может, монахи попридумывали и взяли картины из европейской истории? Не хочется верить про такое мракобесие, ну да ладно. Часто в летописях, пишет Белов, упоминается и голод (например, 1416-1419 гг.), а еще «засухи, лесные пожары, неурожаи», а между делом с подачи духовенства новый год на Руси начинает считаться с сентября, а не марта… (с.135). 

Чем понравился Белов, он наперекор доминировавшему в те времена мнению полагал, что Иван Грозный был не так кровожаден, как его представляли современники самого Белова. Он считал, что этот царь сделал очень многое для объединения Руси, а его непреклонная политика, преследовавшая национальные интересы, не нравилась ни соседям, ни боярству, озабоченному только своими благами. И часто недруги царя намеренно забрасывали в массы дезу о тиранстве. Тот же предатель Курбский постарался знатно на этом поприще. Информационная война придумана не недавно. Грозный, кстати, заботился о всеобщем просвещении, он пригласил типографов в Москву, чтобы печатать книги к неудовольствию переписчиков. Ведь это был отдельный слой занятых людей, которым грозила безработица, поэтому они сильно заупрямились. Да и духовенство не приветствовало печатных изданий, хотя переписчики часто ошибались, и где гарантия, что каждый переписчик не добавлял немного от себя или от монастыря, где трудился?

Кстати, Борис Годунов преследовал пьянство как уголовное преступление. (с.287)

Еще малоприятный факт описывает Белов, дескать русские высмеивали жидов за их жадность, а сами типо могли брать проценты еще больше жидовских, а еще могли жен оставлять в залог, и пока жена в залоге, с ней развлекается тот, кто ссудил денег, а если долг вовремя не отдан, эту жену могли перепродать («перезаложить») и т.д. Вот уж нетипично для историй о русах… 

Татаро-монгольское иго

Интересным показалась причина татаро-монгольского ига. На с. 82 автор пишет, что татаро-монголы угрожали половцам, а те обратились за помощью к русским. Татаро-монголы прислали своих послов вслед с просьбой не помогать половцам, мол, против русских ничего не имеем. Но был среди князей некто Мстислав Галицкий, который уговорил бояр помочь половцам (те твердили, что сегодня мы, завтра – вы, да и жена Мстислава была из половчан), еще и послов грохнули. В итоге, дескать, и получили иго на три сотни лет. 

Конечно, интересно, если это правда, может, действительно была возможность избежать столкновений с этой силой, которая, как у меня сложилось впечатление от прочтения этой конкретной книги, внезапно образовалась на территориях Монголии. Чингиз хан смог объединить кучу народу и захватил кучу стран. Тем не менее, государство это было кочевое. Что заставляло татаро-монгол захватывать территории? Что-то их выгнало с восточной части Азии? Там стало нечего есть? Конечно, лично мне импонирует версия, что речь идет о моголах, тем более на старых картах мы видим Моголию в восточной части континента, обозначение народа «моголы» и видим тартарию, монголо-татары в моем понимании органично могут быть заменены на моголо-тартаров… Сам автор упоминает, что не сохранилось ни одного оригинала ханских ярлыков… (с.87). Я не считаю, что ига не было, просто слово «иго» не подходящее, были какие-то договорные отношения… Типа ханы крышевали Русь и та платила им дань. Еще с детства слышали, мол, Русь выступила щитом, защитившим Европу от набега татаро-монгол. Однако в этой книге читаю, что Польша, например, тоже нехило страдала от монголов. 

И далее, значит, ханы оседают где-то рядом, князья русские к ним на поклоны ездят, кто-то возвращается, кто-то нет, кого-то отправляют в главную Орду (Монголию?). Со временем ханские семьи тоже как-то дробятся, каждый за себя, и тогда уже русские дают им шертные грамоты, дозволяющие управлять какими-то землями. А шертные грамоты как раз-таки сохранились (но про них я прочитала в другой книге – «Крымские шертные грамоты» (М.Бережков, 1894). 

Далее, Белов упоминает, что монголы в период ига «ходили к русским за числом» (с.92). То есть кочевники проводят перепись и требуют с князей число жителей, а те не хотели давать, но смирились. Перепись представляется мне очень цивилизованным мероприятием, но чтобы кочевые варвары, озабоченные порабощением врагов, были заинтересованы в проведении переписи? Ну разве только для того, чтобы понимать, что их не обманывают с данью?

Кстати, монголо-татары были терпимы к религиям, у них был свой документ типа конституции, где притеснение из-за религий было чревато чуть ли не смертной казнью. Неплохо для степных кочевников? То ли крестоносцы, да? 

Еще так интересно упоминает в контексте отдельных побед над ханами: «построили новые, возобновили старые города, в том числе Курск». Какие такие старые города? Я все хочу найти подтверждение альтернативных теорий, мол, была какая-то катастрофа, многие города были оставлены, а позднее заселялись обратно. Дескать, и Петр посылал в Сибирь экспедиции на определенные места – были, мол, у него старые карты, где обозначены населенные пункты, и как климат начал позволять, надо было успеть их застолбить. 

Духовенство на Руси

Вообще в книге очень много имен, подробно описаны всякие факты чуть ли не по конкретным датам, все эти боярские (клановые) войны, ничем как будто по существу не отличающиеся от сегодняшнего дня, когда каждый заботится только о собственном благосостоянии и поливает оппонентов грязью. И вот кроме князей и бояр была еще такая сильная сила на Руси – духовенство. А митрополитов назначает Константинополь. То есть как бы идеология жизни остается за внешним пастырем… (с.134). И это описывается как само собой разумеющееся, а мне этот момент тоже не понятен. Вот есть страна, люди там живут. Одних зовут владеть ими, других зовут управлять ими. Какая-то бредятина. О чем тогда вообще исконно-русском можно говорить, если с древнейших времен все управление диктуется извне? То есть, было какое-то местное население, которым решили руководить и властвовать, наживаться? Может, это население действительно жило себе без войн, родами, по правде по своей, а тут давай насаждаться христианство со своими ценностями. Про простой люд речи почти нет, упоминаются крестьяне в книге, которым сначала позволили менять место жительства в один определенный день (Иван Грозный), а потом закрепили их навечно (при Борисе Годунове), что выгодно было духовенству, но радеющие за чистоту душ монахи не смутились таким решением и никак ему не воспрепятствовали. Да и вообще – летописи писали только церковники. Понятно, что в угоду Константинополю… 

Кстати, когда Никон озаботился тем, что в богослужебных книгах закралось много ошибок, и их необходимо исправить, то с Востока по его поручению было привезено 700 древних книг. (ага, за методичками ездили). Правда, мне непонятно, почему Восток - это же от нас больше на юг, юго-запад, в крайнем случае на восток европы. (с.373).

Между тем Никон запрещал русским носить иностранную одежду, а иностранцам – надевать русскую. Странный пунктик на одежде. Он даже обманом выкрал иностранное платье у какого-то боярина и сжег его (с.376). Сразу вспомнилась сказка про царевну лягушку, шкурку которой сжег Иван-царевич. Опять же, может, известный тогда сюжет был таким образом добавлен в летопись?

Когда Никон рассорился с царем, его взялись судить, но сами не имели достаточно полномочий и призвали Вселенских патриархов (с.377). Интересно упоминание слова «Вселенских». 

На зов приехал некто Паисий из г. Газы. Газа и православие как-то у меня плохо укладывается в голове, Паисий два года добирался, судя по всему. Вот же статус был у митрополитов, судить которых едут издалека настолько, что два года добираться… Ну, хотя путь мог занять меньше времени. Просто упоминается, в 1660 вызвали, в 1662 приехал… 

И такой еще прикол:

Троллинг по-древнерусски

А как же чувства верующих, бро?)))

Из области занимательной географии

Упоминается Даурiа, куда был сослан Аввакум (с.383)

Белов вскользь упоминает про Арскую землю (с. 233), не обозначая, где именно она находится. 

Встречается название Украйны (через И краткую), говорится, что туда сбегали провинившиеся, и там могли укрыться самые отпетые уголовники (с.289).

Упоминается город Сибирь (Искер), название которого распространилось на всю послеУральскую территорию. Там Ермак побеждал хана Кучума, и на этом месте проводятся раскопки, как я понимаю.

Урочище Искер

Забавности

Ну, и были свои приколы:

Жена-бревно(
Евреи мутят

Еще раз замечу, упомянула интересненькое из выше обозначенное книги. Возможно, знай я побольше, многих вопросов и не возникло бы вовсе, но пока так. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.